Поём песни бардов
At Trio School, we help our Russian students to learn songs of most famous Russian bards. Prices for group lessons can be found on page “Tuition payments” (prices for all music lessons) .
От творчества бардов до авторской песни – исследуем вместе, ведь так интересней!
Бывает, проза – это строчки чепухи.
Пускай слова преображаются в стихи!
В наше время музыка звучит повсюду: в фильмах и авто, по радио в кафе и на заставке звонка на телефоне. Но почему случается так, что очень полюбившаяся вначале современная песня вскорости надоедает, а, бывает, начинает даже раздражать? Вероятно, мелодия сумела захватить наше внимание лишь на время, но в ней не было ничего такого, что дало бы повод прокручивать песню снова и снова…
Душа стремится к вечному и настоящему, поэтому воистину прекрасные песни – это искренние песни не на заказ.
Многие наверняка слышали старинное красивое слово “бард”. В старину так называли певцов и поэтов, которые хранили традиции и историю своего народа. Новое значение слово “бард” получило в английской культуре эпохи романтизма, а уже во второй половине XX века бардами стали называть тех людей, которые совмещали в одном лице автора музыки, текста и исполнителя.
Сейчас существует очень распространенное движение под названием «авторская песня». Люди, которые исполняют музыкальные композиции и тексты собственного сочинения, не являются профессиональными музыкантами и поэтами. Это обычные искренние люди, которые создавали и создают удивительные песни. И, поверьте, их очень много; стоит лишь окунуться в мир авторских песен, и вы найдете те слова, строки и мелодии, которые давно искали.
Детям необходимо изучать бардовские песни, ибо во внешней простоте текстов и музыки таится глубокий смысл. Недаром известная русская поговорка гласит «С кем поведешься, того и наберешься», потому, пребывая в окружении любителей авторской музыки, дети будут подсознательно впитывать истины дружбы, честных отношений, взаимопомощи. Песни будут формировать их мировоззрение, давать ответы на вечные вопросы, и они помогут детям стать такими, какими они никогда не стали бы, не погрузись они в мир авторских песен.
Русским детям, у которых нет возможности физически присутствовать на концертах исполнителей, предоставляется прекрасная возможность окунуться в мир музыки и бардовских песен в Трио Школе.
Возрастающий интерес к подобным песням неудивителен – кажется, строки поэтов-бардов никогда не погрузятся в небытие и забвение. Любознательному читателю будет полезно окунуться в мир поэзии, познакомиться с торчеством украинских бандуристов и песнями известных российских авторов и сполнителей.
Украинские бандуристы
Неотъемлемой частью богатой украинской культуры являются произведения бандуристов, названных так из-за игры на украинском народном струнном щипковом инструменте – бандуре. Их песни символизируют богатство духа украинского народа. Часто украинские музыканты использовали другой инструмент- кобзу, за что их звали кобзарями. В кобзарских песнях («думах») воспета драматическая история украинского народа. Казаки брали свой любимый инструмент с собой в военныe походы и считали кобзу святой. К кобзарям относились как к посланникам Бога на земле. Бандуристов называли «народными гомерами Украины». Они объединялись в братства, передавая традиции своего искусства из поколения в поколение.
От прошлого к настоящему и вечному
Во второй половине двадцатого века (после второй мировой войны) по всему миру прокатилась волна возрождения авторской песни. В то время в СССР авторов песен под гитару называли бардами. Бардовская музыка имела свои отличительные особенности: это и совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, и гитарное сопровождение, и приоритет значимости текста перед музыкой. В песнях бардов рассказывалось о любви, свободе, братстве и глубоко личных чувствах. Советские авторские песни были своеобразным тихим бунтом против всеобщей уравниловки. В те времена записи и, конечно, исполнение таких песен строго запрещались. С появлением магнитофона в середине 1950-х авторская песня приобрела широкую популярность. В это время начали сочинять песни Булат Окуджава, Новела Матвеева и Александр Дулов. Позднее, в 1960—80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Туриянский и другие.
Давайте, коротко ознакомимся с наиболее известными представителями авторской песни в бывшем СССР.
Булат Окуджава
Определяя сущность авторской песни, основоположник бардовского движения и признанный патриарх жанра Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». В своих песнях автор пишет о том, как такие песни сочиняют:
Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить.
Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Его душа тонко определялa темы, важные для современников:
Мне не хочется писать Ни стихов, ни прозы, хочется людей спасать, выращивать розы.
Булат Окуджава — властитель чувств уже нескольких поколений. Он написал около полутора сотен песен, его поэтическое слово заставляет нас почувствовать большоe мастерствo, переплетенноe с естественностью. Окуджава — настоящий мастер поэтического языка.
Владимир Высоцкий
Золотой серединой существования бардовской песни является творчество Владимира Высоцкого. Среди многочисленных бардов он до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Кажется, что не существует таких тем, которые бы не затронул Высоцкий в своих песнях. Он написал около 600 песен. Mногие буквально выросли на песнях Высоцкого.
На имени Владимира Высоцкого существование авторской песни не обрывается – наоборот, за последние десятилетия ряды создателей бардовских песен пополнились небывалым количеством авторов.
Игорь Тальков – яркий представитель прямодушных и смелых исполнителей своего времени. Когда коммунистические идеалы «светлого советского будущего» не оправдались, он выступал с критикой политики Л. Брежнева и едва смог избежать суда. Современники Талькова вспоминали, что его понимали все, потому что он говорил от сердца:
Чем отважнее пресса вгрызается
В бестальковые годы застоя,
Тем сильнее жалею я, братцы мои,
Что не смог стать кремлевской стеною:
Я пулял бы, пулял бы каменьями
Прямо в лысины, у, твою мать,
Тем, кто вел страну к разорению
И народ заставлял голодать.
На 34-ом году жизни Игорь Тальков был убит во время концерта в Санкт-Петербурге. Он был одним из первых, кто начал петь о Боге со сцены. Представители консервативных православных движений почтительно относятся к нему, а некоторые даже начали рассуждать о его канонизации.
Виктор Цой
Виктор Цой был человеком, чья искренность, открытость и смелость покорила сердца миллионов людей. Его голос стал голосом целого поколения. Во многих городах (Москва, Минск, Днепропетровск, Могилёв и т.д.) существует «стена Цоя», которую поклонники его группы исписали надписями «Цой жив».
Так же, как и Владимир Высоцкий и Виктор Цой, барды не писали песен на заказ. Их жизни часто подвергались опасностям. Но, несмотря на это, авторские исполнители бесстрашно пели о суровой правде того времени. Они не хотели просто существовать, они хотели жить.
Барды надеются, что люди увидят мир их глазами, поймут его несовершенство, суетность, непостоянство, и его красоту и мощь. Голоса тысяч неизмеримо глубоких и богатых внутренним миром людей сливаются в едином хоре.
Русским детям, вступающим в жизнь как новые граждане вселенной, просто необходимо изучать авторские песни. Выбор должен быть сделан в пользу прекрасного, искреннего и неувядающего.
Go Back