У Каждого Времени Свои Песни

Поэзия, музыка, театр–не являются ли они наиболее важными компонентами любой культуры? Давайте, поговорим о так называемой авторской или бардовской песне. Но вначале, давайте, подумаем о том, какие песни сохраняются и остаются на слуху. Городской романс, народная песня, бардовская песня? Те, которые выражают нашу общую ментальность и душу.

Одним из источников бардовской песни был студенческий и профессиональный фольклор. Появление авторской ( или бардовской) песни во время и после второй мировой войны было авангардным, разрушительным для существовавшей тогда песенной культуры. Авторская песня-это триединость поэзии, музыки и театра, и она создается людьми, которым есть что сказать/спеть. Поэзия является ее главным компоненстом, но, как ни странно, хорошая, настоящая поэзия идёт рука об руку с музыкой, a в бардовских песнях, авторами которых никогда не являются профессиональные литераторы ( за исключением романиста Булата Окуджавы), музыка не уступает поэзии. А открыто и смело выраженное отношение авторов к социальным явлениям позволяет им быть принятыми вкачестве глашатаев их времени. Почему у нас Высоцкий — народный поэт? Потому что он вслyшивался в народ и был его гласом.

Четыре мощных фигуры оказались столпами новой песенной эстетики практически разом: Окуджава, Галич, Анчаров и Высоцкий. Никто из них даже и не мыслил бороться ссуществующим политическим строем, и никто не был диссидентом. Все четверо оказались убежденными романтиками. Они выразили складывающуюся эстетику определенногопоколения- поколения шестидесятников,– не признанную на тот момент официально. Все они заговорили от своего имени, и в этот момент самодеятельная песня стала превращаться в общественное движение.

В классической поре бардов отцы основатели были музыкантами, они понимали время и слушали его ритм, его музыку. Окуджава, который, по его признанию, знал лишь четыре аккорда, Ким или Кукин, не говоря о Визборе или Никитине, – они музыканты, аСуханов – просто мастер!

Как русские люди воспринимают песни Визбора, Городницкого, Высоцкого в 2014 году? Не так, как их воспринимали их родители. Глас народа в 60 – 70 годы 20-го века и глас народа во второе десятилетие века 21-го – это совершенно разные голоса. И мысли разные, и ментальность, и душа. Полвека прошло. Страна, в которой эти голоса звучали, исчезла, её идеология исчезла, a язык и ритм жизни изменились. Обобщения перестали быть откровениями. В цене – вечное. Что ценил Сократ, то ценим мы и наши дети.

Наши дети-а дети чувствуют искренность и всегда верят только в неё-ищут вечное так же, как их родители искали и так же, как Сократ искал. Им неуютно и одиноко там, где, вместо искренности, открытости, живого любопытства к жизни, они наталкиваются на открытый материализм и потребительское отношение к жизни, где духовные приоритеты отсутствуют или являются осмеянными.

Подростки, которые с трудом говорят по-русски, могут захотеть петь на русском языке, а значит и говорить лучше впоследствии. Наши учителя в этом уже убедились. Общество перестало быть однородным, а фактически исчезли проблемы, которые интересуют всех. Каждое время имеет свои песни, но настоящая поэзия всегда найдёт своих слушателей.

Концертная форма авторской песни – доверительный разговор о жизни посредством песни. “Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения”, – считал Экзюпери. Нигде так не важен резонанс, отклик, диалог, как в авторской песне. Авторская песня-это отсутствие четкой программы, это импровизация, непосредственное общение с залом. Барды научили эстраду проводить концерты так, чтобы эти концерты были интересны зрителям. Театр пришел в песню с Еленой Камбуровой. А Высоцкий был профессиональным актёром, но не за это его народ любил и любит. Даже мальчишки 8-10 лет чувствуют его мужество и боль.

В восьмидесятые годы авторская песня впервые была признана искусством, достойным серьезного внимания государства, и приобрела признаки первого в стране негосударственного общественного движения.

У нас сейчас есть общемировая песенная культура. Она универсальна, очень гибка, при желании подстраивается под любые конкретные художественные задачи. Есть единый музыкальный язык. А речь-то сама по себе и ритмична, и мелодична. Был Дин Рид, который участвовал в песенном слёте на БАМе. Он песни протеста под гитару пел и был убит за это. Некоторые из наших бардов выступают в Европе, и не по эмигрантским кругам, а для иностранцев. Антиглобалистское радио – это радио, на котором в течение нескольких часов язык песен ни разу не повторяется.

Если пеня завораживает и вызывает желание учить язык ее автора, она заслуживает наилучшую оценку и будет всегда на слуху.

Go Back